Название: Баланс
|
---|
«Великое Начало породило Небо и Землю, а последние - Инь и Ян. Постоянно изменяющиеся Инь и Ян, то взлетая вверх, то опускаясь вниз, соединяются между собой, образуя явления. Все они находятся в хаотическом взаимосплетении, расходятся между собой, чтобы снова соединиться, и соединяются между собой, чтобы снова разойтись - это и есть постоянный путь… Небо и Земля напоминают колесо колесницы, которое в своем вращении, завершив один круг, начинает снова, и так без конца. Причем это круговращение всегда и повсюду соответствует своему назначению. Все вещи появляются оттого, что имеют свой источник в Великом Начале и изменяются под влиянием Инь и Ян.» - «Люй-ши чунь цю» Древний китайский трактат. Взаимодействие начал порождают пять первоэлементов У-Син - воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира. Элементы находятся в постоянном движении и взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, металл - воду), а также взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду). Пять элементов У-син так же, как и сами Инь Ян имеют связь с различными явлениями и объектами, которые они олицетворяют. ХУДОЖНИК И ИНЬ-ЯН Символ Инь-Ян изображает вселенную, принцип мироздания, которое базируется на двух противоположностях Инь и Ян, кои образуют целое лишь в единой комбинации. Каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации содержит в себе часть своей противоположности и готова в нее преобразоваться. Инь олицетворяет собой: осень и зиму, темноту, холод, луну и северный склон холма. Ян же, в свою очередь: весну и лето, свет, тепло, солнце и южный склон холма. Инь – женское начало – восприимчивое, пассивное и покорное, мягкое и податливое, эмоциональное, оно отвечает за влюбленность и вдохновение. Ян – мужское начало – активное, яркое, твердое в своих устремлениях и действиях, агрессивное и динамичное. Ян аналитическое – это разум, но Ян ответственно лишь за левое полушарие головного мозга, сознательное, которое в большей мере руководит нами в повседневной жизни. Инь же ответственна за правое полушарие головного мозга, бессознательное. Возникает вопрос, что же в большей мере руководит художником при создании произведения и где то самое творческое начало? Сейчас появилось много литературы посвященной правополушарному рисованию, существуют курсы, руководствующиеся в своем обучении этим методом. Принцип правополушарного рисования состоит в переключении из Л-режима (постоянно задействованного нами в повседневной жизни) в П-режим (зачастую недоступный нам при современном ритме жизни). П-режим нерациональный и пространственный, целостный и конкретный. Написание картины, происходящее в П-режиме, словно протекает само собой, интуитивно, художник совсем не ощущает ход времени, находясь в подобие транса. Это ли не то состояние, к которому стремится художник – «бессознательной эйфории творчества». В П-режиме с легкостью выполняется копирование объекта, т.к. это монотонная работа левое полушарие поручает ее исполнение правому. Но для многих художников не является самоцелью реалистичность изображаемого или сиюминутный порыв, для создания многих работ необходима еще и логика. Здесь не обойтись без левого полушария, цифрового и логического, помогающего например, в правильном построении композиции, символического – использования образов для передачи своей идеи, абстрактного – моментальное возникновение идеи и общей картины в целом, рационального. И вывод напрашивается сам собой – лишнего не дано, художник с одинаковой интенсивностью может задействовать как правое полушарие, так и левое, и одно без другого не может существовать в гармонии, как не может существовать Инь без Ян. Задействованная литература - «И цзин», «Книг перемен». Картина не имеет ни верхней, ни нижней части. При любом повороте работа будет смотреться по-новому, но каждый разворот ее будет правильным. |
главная |